История мировой юстиции в России
Созданная в 1864 году на основании целого ряда уставов мировая юстиция в отличии от окружных судов, судебных палат и Сената (прообраза нынешних федеральных судебных органов) изначально планировалось именно как институт местной судебной власти.
Мировой суд был также призван реализовать идеи приближения суда к населению за счет сокращения сроков рассмотрения дел, простоты производства. На достижении подобных целей был направлен соответствующий указ, утвердивший судебные уставы 20 ноября 1864 года.
17 мая 1866 года. Первые в России учреждения в Петербурге и в Москве приступили к работе.
О тяжести труда, который приходилось нести столичным мировым судьям, можно судить по количеству находящихся на долю каждого из них дел. В 1886 г. был издан указ Сената по соединенному присутствию Первого и Кассационных департаментов «О мерах по устранению медлительности в делопроизводстве мировых учреждений».
Дальнейшая судьба мировых судов, как известно, была нелегкой. Популярные у народа учреждения не соответствовали общему бюрократическому строю государства, и Законам 1889 г. Вместо мировых судов на большей части территории Российской империи были введены судебно- административные установления (земские начальники, городские судьи, губернские собрания), которые обладали, как судебной, так и административной властью с сильным перевесом административных функций. Дальнейшие события всем хорошо известны: после 1917 года в России деятельность мирового суда, как и подавляющего большинства государственных структур, была прекращена.
И только на рубеже 20-21 веков с осознанием необходимости первостепенного уважения и защиты именно прав человека интересов деятельности личности были инициированы реформы, в том числе и судебная реформа, реализация которой и обеспечила восстановление в России мировой юстиции, получивших уважение среди широких слоев населения.
Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 году обнародована первая часть «Учереждение управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.
Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти сто лет, претерпевая различные изменения.
Ко второй половине 19 века стало очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечении права на защиту, и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.
20 ноября 1864 года были обнародованы «судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности в судебную систему вводились новые суды – мировые.
Мировая юстиция представляла собою максимально приближенную к населению, обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.
Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до одного года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до пятисот рублей) дел.
Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25- летнего возраста, имевших высшее и среднее образование или стаж работы не менее трех лет, преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога 6 тыс. рублей в столицах и три тыс. рублей в других городах. Списка кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные судьи утверждались Сенатом.
Право избрания мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную и общественную службу.
Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.
Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного круга, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.
Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.
Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность «просьбы…принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».
В гражданском судопроизводстве мирового судьи были подсудны:
1. Иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не выше пятисот рублей;
2. Иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
3. Иски о личных обидах и оскорблениях;
4. Иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6-ти месяцев;
Кроме того, мировым судьям были подсудны все дела частного обвинения.
Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решения или приговор по делу.
С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.
Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.
Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.
В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.
Мировой суд бы окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.
И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.
17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон « О мировых судьях Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей. Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.
Таким образом, институт мировой юстиции не являются изобретением современной России. Мировые судьи в России существовали ранее, но развитие государства повлияло на появление других подходов к организации отечественной судебной системы и реализации мировыми судьями своих полномочий по отправлению правосудия.